Существует множество мнений о том, как подготовить ребенка к школе. Многие родители зачастую уже заранее запуганы рассказами бабушек и приятелей, имеющих более старших детей. Они с ужасом представляют предстоящую череду серьезных вступительных школьных тестов. Им не дают покоя картины совместного выполнения уроков до 12 ночи, как в том анекдоте про сделанные уроки, охрипшую маму, оглохшего сына, соседей (уже выучивших всё наизусть) и, конечно, собаку, которая всё это пересказала! |
Бабушки и мамы готовы учить малыша читать с пеленок, чтобы было о чем рассказать во дворе. Дом превращается в склад кубиков Зайцева, Волкова и иных известных и неизвестных авторов. Развивающие пособия тоже скупаются пачками. |
Давайте вместе разбираться, что же реально по силам родителям для качественной адаптации ребенка к начальной школе. |
При конструктивном подходе, подготовка станет действенным и интересным занятием – и для родных, и для будущего школьника. |
Для начала узнаем мнения учителей. Одни из них сетуют на то, что некоторые родители полностью дублируют курс начальной школы. Дети приходят переподготовленными и в школе им просто скучно. Другие учителя отмечают, что ребенок легко повторяет иностранные слова, но при этом не в состоянии рассказать, о чем он только что прочитал на родном языке. Есть отзывы и о сильно мотивированных на учебу детях, которые производят впечатления маленьких гениев. Однако, при этом они крайне рассеяны в быту, постоянно забывают и теряют вещи и просто не умеют дружить со сверстниками. Они становятся либо изгоями, либо объектом постоянных насмешек. |
Давайте выясним какой формат подготовки в школе дает наиболее гармоничный результат? Что делать родителям, чтобы следующий этап в жизни ребенка прошел успешно? Какие знания и умения должны быть у ребенка перед поступлением в 1 класс? |
Часто родители не в полной мере осознают какова конечная цель подготовки к школьной поре. Вот тут и берут начало проблемы: ребенок обладает приличным набором не актуальных пока знаний, и при этом не отличается должной самостоятельностью. |
Стоит сделать упор на развитие базисных навыков ребенка: уверенное общение, понимание инструкций, умение свободно выражать свою точку зрения. Именно социальная адаптация, эмоциональная готовность и психологическая зрелость ребенка первичны на этом этапе. |
Перейдем к практическим навыкам. Что необходимо знать ребенку-дошкольнику? Фамилия, имя и отчество (личные и ближайших родственников), адрес и номер телефона хотя бы одного из родителей, названия родного города и страны. |
Хорошо, если малыш может назвать распространенные растения и животных. Познакомьте его с понятием времени: сутки, неделя, месяц, год. Последовательность времен года. |
Кроме базовых цветов, ребенок уже способен отличать несколько их оттенков. |
Полезным будет информация об основных профессиях и видах спорта, о правилах дорожного движения, о государственных и религиозных праздниках. |
Пространственное ориентирование: иди влево, поверни вправо. Административно-территориальное деление: улицы, города, страны, континенты. |
Флора: перечень фруктов и овощей, отличие деревьев и кустарников, ягодные культуры. Фауна: отличие диких и домашних животных. Где живут птицы, рыбы, насекомые, чем они отличаются и чем похожи. |
Знание алфавита и отличие букв и звуков, гласных и согласных. |
Логика – это основное направление подготовки. Умение отгадывать загадки, выявлять последовательность, определять общие признаки у предметов. |
Развитие устной речи: умение описать картинку, пересказать небольшую историю или сказку, выучить стихотворение. |
Математика: счет до 10, простые арифметические действия – сложить и вычесть. |
Хорошим подспорьем будет умение прочесть маленький текст и понять содержание. Это поможет самостоятельно понимать задания в школе. |
Развитие мелкой и крупной моторики: умение резать ножницами строго по контуру. Научите ребенка правильному захвату ручки и карандаша. Штриховка рисунков без выхода за контур. |
Знакомство с основами этикета поможет легче налаживать отношения и общаться с учителем и одноклассниками. Вежливость и признание авторитета педагогов – достойные качества для будущего юного школьника. |
Где лучше проводить подготовку – дома или на специальных подготовительных курсах? Если Вы обладаете достаточным количеством свободного времени и терпением, то занимайтесь с ребенком дома. |
Старайтесь не делать упор на достижение формальных результатов. Каждый человек индивидуален, сравнения с другими детьми может сформировать неуверенность в себе. Проводите занятия в игровой форме, чтобы не отбить интерес и мотивацию. |
По пути в магазин или во время прогулки отвечайте на вопросы ребенка, поощряйте его любознательность. Можно вместе посчитать трещинки на асфальте, дома, встречных кошек. Пусть малыш называет марки и номера автомобилей, читает названия торговых центров. |
Утром и вечером в домашней атмосфере занятия могут «проводить» любимые игрушки. После просмотра мультфильма или чтения книги обсудите с ребенком их сюжет. Для развития способности анализировать задавайте наводящие вопросы. |
Совместное изготовление поделок усовершенствует навыки лепки, рисования. Пространственное мышление и мелкую моторику стоит развивать, делая аппликации, собирая пазлы и мозаику. |
Физическое развитие – это залог и основа здорового и гармоничного развития ребенка. Организуйте дома спортивный уголок, при любой возможности выходите играть на детскую площадку. |
Эмоциональное состояние родителей тоже имеет большое значение. Старайтесь не раздражаться, если ребенку что-то не удается. Спокойно вместе разбирайте задание. Развивайте самостоятельность, не отбивайте мотивацию, помните – главная задача научить ребенка справляться самому, а не сделать дело вместо него. Просто уделите побольше времени тому, что не дается сразу. |
Старайтесь не утомлять ребенка излишней нагрузкой. Уделяйте занятиям около 25-35 минут. Если ребенок теряет терпение и интерес раньше, то переключите его внимание на другое действие. Удобно чередовать занятия, вырабатывая определенный режим дня. Просыпаться и ложиться спать, гулять и кушать лучше в пределах одного временного интервала ежедневно. Это способствует более быстрому привыканию к школьному распорядку. |
Если у вас достаточно времени на самостоятельное развитие своего ребенка, все же не лишним будет отвести его в школу будущего первоклассника. Лучше, если это будет именно та школа, куда вы планируете вести его в первый класс. Это особенно важно, если малыш не ходил в детский сад. Пусть он окунется в школьный ритм жизни сначала в упрощенном варианте. Даже визуальное привыкание к школьному классу, партам – очень поможет в дальнейшем. Привычным станет отвечать не тогда, когда хочется, а только после поднятия руки и разрешения учителя. Ребенок усвоит, что урок начинается и заканчивается по звонку. В ШБП он получит бесценные навыки коммуникаций с людьми разного возраста, получит опыт выстраивания отношений в стандартных и необычных ситуациях, когда родителей нет рядом. И тогда про первый школьный год будет в радость и ребенку и его родителям. |
При копировании материалов ссылка на сайт «Прикольный Школьный» обязательна. |
Комментариев пока нет